Виды и формы образования: краткий ликбез
Содержание:
- В каких заведениях можно получить среднее профессиональное образование
- Интерактив
- В какую эпоху появились первые университеты
- Какие сады выбрать?
- Похожие термины:
- Развитие образовательной системы в России
- Университеты
- Характеристика разных видов ДОУ
- СПО
- Специфика политики в сфере образования
- Колледжи
- Нормативная база
- Что такое коррекционный детский сад?
В каких заведениях можно получить среднее профессиональное образование
СПО предполагает подготовку
специалистов среднего звена. Выпускники получают более глубокие знания в своей
области и могут продолжить обучение, поступив в вуз.
Здесь есть два вида
учебных заведений:
- техникум;
- колледж.
Учиться в них нужно уже
дольше – 3 года 10 месяцев по очной форме.
Чем они отличаются
В техникумах можно
рассчитывать на прохождение образовательных программ только базового уровня. В
колледжах чаще встречаются программы углубленной подготовки.
Также считается, что
учеба в техникуме приближена, скорее, к школьному формату, тогда как в колледже
– к вузовскому. Поэтому последние находятся на ступеньку выше.
Есть ли исключения
В общем виде иерархия
ссузов выглядит так:
Колледж | |||
Техникум | |||
Профессиональный лицей | |||
Профессиональное училище |
Но всегда ли учебные заведения располагаются в ней
именно так? На самом деле, есть исключения. В доказательство рассмотрим такие
образовательные организации, именуемые училищами:
-
Музыкальное
училище имени Гнесиных. Это подразделение Российской академии музыки готовит
артистов, имеющих право вести преподавательскую деятельности. А это
низкоквалифицированным трудом не назовешь. -
Медицинское
училище №24 в Москве. Несмотря на название, готовит медсестер и медбратьев по
специальности.
-
Ярославское
высшее военное училище противовоздушной обороны. Это полноценный вуз,
выпускники которого становятся офицерами. -
Нахимовское
военно-морское училище. Оно вовсе не связано с получением профессии. Это
образовательная организация основного общего и среднего общего образования.
Проще говоря, учатся там школьники.
Можем ли мы отнести их к
заведениям низшей ступени среднего специального образования? Определенно нет.
Так что иногда название
может быть обманчиво. Сохранили его как устоявшийся бренд или не успели
провести реорганизацию – причины могут быть разными. Поэтому смотреть нужно в
первую очередь на образовательные программы, которые предлагает ОО.
Интерактив
Противоположные дистанционным системам обучения – этоинтерактивные формы обучения в вузе. Само понятие «интерактивный» обозначает взаимодействие, проведение активных бесед и обсуждений. Это диалоговое обучение, предусматривающее интенсивное общениемежду преподавателем и студентом.
Отличаются интерактивные методы от традиционных тем, что на таких занятиях происходит раскрытие и развитие личностного и профессионального потенциала через систематизацию и анализ информации. В ходе интерактивного обучения студент учится формулировать свое мнение, высказывать свои мысли, вести дискуссию, выслушивать остальных и уважать чужую точку зрения.
Интерактивность проявляется в таких видах обучения, как совместная работа (парами, группами или коллективом), ролевых и деловых играх, дискуссиях, работа с разными источниками информации (лекции, книги, музеи, интернет и т. д.), презентации, тренинги, различные опросы и интервью.
Интерактивные формы обучения в вузе отвечают требованиям современного информационного мира и являются необходимыми формами обучения для эффективной подготовки конкурентоспособных и интеллектуальных специалистов разных областей.
В какую эпоху появились первые университеты
В каком веке появились первые университеты? Официальные источники утверждают, что подобные типы учебных заведений возникли в Европе в эпоху Средневековья, то есть в XI — XII веках.
В какой стране официально появился первый университет? Это была Византийская Империя. Там в IX веке на базе ещё более древней школы византийский регент Ванда и учёный Лев Математик основали Магнаврскую школу, или Константинопольский университет.
В стенах Магнаврской школы изучали основные дисциплины того времени — философию, риторику, медицину и юриспруденцию. История университета трагически оборвалась после того, как турки захватили Константинополь.
А когда же появился самый первый университет в мире? Самым старейшим учебным заведением называют образовательное учреждение Аль-Азхар, расположенное в египетском Каире. Его основали в 970 году, однако статус университета заведение получило лишь в 1961.
Какие сады выбрать?
В последнее время управление образовательными системами привело к тому, что люди начали открывать большое количество частных или же получастных детских садов, но их объем на данный момент составляет еще менее 8% от общего. Даже в современных муниципальных садах сохраняется тенденция к тому, чтобы родители оплачивали приблизительно 10-15% от предоставляемых услуг, причем система их посещения является достаточно гибкой, и при желании взрослые всегда могут выбрать какой-то определенный вид посещения их ребенком, который они посчитают наиболее удовлетворительным – это полный или неполный рабочий день, полная или неполная рабочая неделя и т. п.
Также стоит отметить, что сохраняется тенденция построения откровенных и доверительных отношений между родителями и персоналам, благодаря чему воспитатели могут узнать множество интересных факторов о личности и каких-либо индивидуальных потребностях конкретного ребенка. За счет этого постепенно выстраивается и индивидуализация обучения.
Похожие термины:
-
совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений, органов управления обра
-
совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различных уровней, государственных требований; сети реализующих их образовательных учреждени
-
составная часть системы образования страны, объединяющая в единый учебно-воспитательный и научный комплекс высшие учебные заведения и органы управления ими.
-
в себя систему дошкольного образования, систему общего среднего образования, систему профессионально-технического образования, систему среднего специального образования, систему высшего образ
-
сеть учреждений и совокупность оказываемых ими образовательных услуг для людей, которые: по своему возрасту перешли границу общепринятых (на данном этапе) временных стандартов получения образов
-
система основных исходных требований, отражающих политику государства в области образования.
-
это параллельное обучение в образовательном учреждении, и на производстве. «Дуальность» означает «двуединство, двойственность», «единое организационное целое. В основу обучения заложен принцип
-
credit-based system) — предметно-курсовая система образования, построенная на требовании выполнения определенного объема (определенной трудоемкости) учебной работы, выраженного в условных (кредитных) ча
-
элементы (компоненты) системы образования.
-
участники образовательного процесса при реализации образовательных программ; — образовательные программы; — учреждения образования; — организации, реализующие образовательные программы послеву
-
система управления образовательной, учебно-производственной и сбытовой деятельностью образовательного учреждения, выявляющая потребности в образовательных программах и др. образовательных ус
-
это образование в течение всей жизни человека, в рамках которого он может осуществлять выбор образовательных траекторий в соответствии с его индивидуальными потребностями и особенностями, а так
-
действия федеральных органов государственной власти и органов управления образованием, направленные на определение и осуществление политики в области образования, на правовое регулирование от
-
(The adequacy of the education system) соответствие системы образования требованиям современного общества и тенденциям его развития. В динамично развивающемся обществе решающее значение имеет способность сис
Развитие образовательной системы в России
Начало XVIII века отметилось тем фактом, что для осуществления экономических и социальных реформ в России возникла достаточно острая нужда в большом числе профессионалов в разнообразных сферах жизнедеятельности. Данная потребность, в свою очередь, вызвала необходимость в формировании светской образовательной системы, которая была бы направлена на удовлетворение запросов государства.
Одновременно претерпевала существенные изменения сама суть воспитания и обучения. Общество нуждалось в чем-то большем, чем просто покорные крестьяне, социум требовал полноправных граждан своего государства
Задача воспитания людей обладающих светским образованием и широким кругозором, однако при этом остающегося верным религиозным традициям и национальным интересам, стала наиболее важной в системе отечественного образования. С целью ее решения в России начала формироваться система государственных, а также частных учебных учреждений
Правительство Петра I занялось возведением начальных школ, которые отличались доступностью для широких слоев населения.
Частным примером таких учреждений являются цифирные школы, которые были образованы для детей десяти-пятнадцати лет и были нацелены на их подготовку в качестве обслуживающего персонала низшего уровня для работы на предприятиях. Предполагалось, что цифирные школы будут подготовительной ступенью для дальнейшего профессионального образования низших слоев населения. В данных учреждениях изучали грамоту, арифметику и геометрию. Однако целый ряд трудностей спровоцировал их повальное закрытие. В России в это же время существовали также гарнизонные и адмиралтейские школы. Их предназначение заключалось в осуществлении подготовки низшего военного состава армии и флота, другими словами солдат и матросов.
С целью обучения квалифицированных рабочих начали открываться горно-заводские школы. Такие учебные заведения представляли собой школы для представителей низших сословий. Параллельно в царской России происходит становление образовательной системы для высших слоев населения – дворянства. Данные элитные учебные заведения представляли:
- Московская инженерная школа, Петербургские инженерная школа, Петербургская артиллерийская школа, хирургическая школа и так далее;
- общеобразовательные государственные и частные школы, пансионы.
Более того, в период правления Петра I получила широкое распространение система обучения так называемых дворянских недорослей в учебных учреждениях экономически развитых европейских стран. Данный факт был попыткой наладить преемственность начального и среднего образования. Примером традиционного богословского учебного заведения стала Славяно-греко-латинская академия, в ней можно было получить начальное, среднее и высшее образование.
Примером традиционного светского высшего учебного заведения петровского времени была Санкт-Петербургская Академия наук с входящими в ее состав университетом и гимназией. Академия была направлена на консервативные способы обучения. Она послужила образцом для открытого в 1755 году М.В.Ломоносовым Московского университета.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Система образования в россии в 18 веке, а конкретнее в его второй половине, отметилась существенными изменениями в системе отечественного образования. Такие реформы инициировали Екатерина II, И.И.Бецкий и Ф.И.Янкович де Мириево. Организуются уже не узкосословные и профессиональные школы, а всеобщие (кроме, разве что, крепостных крестьян) и общеобразовательные школы, на что свое влияние оказали идеи французских просветителей. Созданию в России государственной образовательной системы мы обязаны И.И.Бецкому. Он был основоположником закрытых сословных учебных заведений таких как Сухопутный шляхетский корпус и Смольный институт благородных девиц. К концу XVIII века в России сложилась неупорядоченная, имеющая сословный характер образовательная система, ориентированная на традиционные формы, методы и использующая традиционные образовательные программы. Эпоха Просвещения была культурно неоднозначной, наполненной неоднородными идейными течениями, которые сходились в ценности воспитания и обучения, в критике сословности образования и в необходимости развивать образование, приближая его к меняющимся социальным условиям. К середине 19 века реформы привели образование к следующей структуре:
Университеты
Университеты в США позволяют получить степени бакалавра, магистра или доктора.
Исторически сложилось, что некоторые университеты несут в своём названии слово «колледж», но на их специализацию это не влияет.
Как и у нас, при многих университетах можно пройти курсы профессиональной подготовки и повышения квалификации в сферах: журналистики, медицины, фармацевтики и так далее.
Американские университеты делятся на государственные и частные.
Государственные университеты
Будьте готовы к тому, что иностранным студентам обучение обходится дороже, чем гражданам США. Разница может составлять до десятков тысяч долларов.
К таким университетам относятся, например, University of Miami в штате Огайо, University of California и University of Texas at Austin.
Средняя стоимость обучения в год: $22,958 согласно данным компании Educations Media Group.
Частные университеты
Частные университеты, как правило, меньше, чем государственные. Независимость от государственного финансирования придает большую гибкость в вопросах оплаты обучения, системы грантов и скидок.
Средняя стоимость обучения в год: $31,231 в год, согласно Educations Media Group.
Самыми известными в США являются 8 наиболее престижных университетов, объединенных в ассоциацию под названием лига плюща.
В неё входят такие учебные заведения, как Brown University в штате Род-Айленд, Harvard University в штате Массачусетс, Dartmouth College в штате Нью-Гэмпшир, Yale University в штате Коннектикут и другие.
Надеемся, процесс выбора учебного заведения в США стал для вас понятней и легче, а слово колледж перестало ассоциироваться только с низкопрофильными профессиональными училищами.
Характеристика разных видов ДОУ
В дошкольной сфере есть и определенные типы специальных образовательных учреждений компенсирующего (коррекционного) характера. Подобные заведения посещают дети, имеющие разнообразные патологии: задержку психического развития, проблемы с опорно-двигательной системой, с туберкулезной интоксикацией, ослабленным слухом и зрением, нарушениями интеллектуального развития, с дефектами речи.
Подобные типы образовательных учреждений в основном функционируют круглосуточно, располагаются они за пределами городов. Здесь для малышей создаются специальные условия: бассейны, диетическое питание, массажные кабинеты. Работают в садах высококвалифицированные воспитатели, медицинские работники, психологи. Для того чтобы ребенку было легко адаптироваться среди сверстников, наполняемость групп не превышает 15 человек.
Помимо лечения малышей в таких дошкольных учреждениях компенсирующего типа осуществляется обучающий и воспитательный процесс, для занятий разрабатываются особые программы. Специальные консультационные центры, создаваемые при ДОУ, помогают родителям справляться со сложными ситуациями, решать своевременно возникающие проблемы. Для того чтобы попасть в подобное учреждение, нужно иметь направление врача-педиатра, а также справки установленного образца, соответствующие профилю детского сада.
Общеразвивающие дошкольные учреждения в качестве приоритетного направления своей деятельности выбирают интеллектуальное, физическое, эстетическое, художественное. Такие типы государственных образовательных учреждений посещают малыши от трех до семи лет.
Сады оздоровления и присмотра функционируют с акцентом на оздоровительные, профилактические, санитарно-гигиенические процедуры и мероприятия.
Если рассматривать образовательные учреждения нового типа в дошкольной среде, нужно выделить сады с этнокультурным компонентом. Основной их задачей является формирование в воспитанниках уважения к разным культурам, терпимости к представителям иных национальностей, бережного отношения к семейным ценностям.
Воспитатели помогают ребятам осваивать культурные традиции, раскрывают истоки народных обрядов, верований и т. п
На занятиях уделяется особое внимание уважению старшего поколения
Существуют в системе дошкольного воспитания и такие типы образовательных учреждений, как центры развития ребенка. В них есть специальные физкультурные, оздоровительные, игровые комплексы, изостудии, компьютерные классы, бассейны, детские театры. Применение комплексного подхода при организации работы с дошкольниками в подобных центрах позволяет всесторонне развивать личность ребенка
Особое внимание уделяется художественно-эстетическому и интеллектуальному развитию детей
Есть новые типы и виды образовательных учреждений дошкольного звена, например, прогимназии.
Основным контингентом подобных заведений являются ребята младшего школьного и дошкольного возраста. Отличие в том, что здесь систематически изучаются определенные предметы: русский язык, математика, устное чтение, основы английского языка. Также в программе прогимназического обучения есть специальные предметы эстетической направленности, позволяющие в полной мере развивать личность ребенка: риторика и ритмика, плавание и подвижные игры, рисование и лепка, хореография и музыка.
Родители, выбирающие прогимназию для своих детей, сначала должны ознакомиться со списком предлагаемых предметов. Там занятия проводятся в основном в форме игры, проектной, исследовательской деятельности. В возрасте от трех до семи лет дети знакомятся с окружающим миром с помощью игр. Подобные дошкольные учреждения позволяют ребятам привыкать к обучению, постепенно погружают их в образовательную среду. Проблем с дисциплиной, домашними заданиями, посещением уроков у таких «маленьких гимназистов» в школе не возникает.
Самым ранним вариантом дошкольного образования являются ясли-сад. В таком учреждении осуществляется присмотр за малышами от двух месяцев. В яслях существует специальный распорядок дня, есть и свои развивающие занятия. Малыш, который посещает ясли, должен иметь элементарные навыки, соответствующие его возрасту.
СПО
Среднее образование — это составляющая системы профессионального образования. Его предназначение в удовлетворении запросов общества и потребностей личности. В наши дни данная ступень охватывает 22% населения Российской Федерации. В социальной и экономической сфере задействовано порядка 20 миллионов специалистов со средним профессиональным образованием.
Согласно международной стандартной классификации образования, эта ступень соответствует практик-ориентированному доуниверситетскому обучению.
Его реализация осуществляется по основным двум программам: повышенного и базового уровня. После освоения первого этапа, выпускник получает квалификацию «техник».
При повышенном уровне профессионального среднего образования предполагается существенное расширение и углубление подготовки в сравнении с базовым вариантом.
Специфика политики в сфере образования
В данной области государственная политика базируется на следующих принципах:
- Гуманизация образования. В приоритете — общечеловеческие ценности, здоровье и жизнь современного индивида, свободное формирование личностных качеств, развитие трудолюбия, гражданской ответственности, уважения к другим людям, семье, родине, окружающей природе.
- Взаимосвязь образовательного и культурного федерального пространства. Предпочтение отдано сохранению национальной культуры, традиций, учитывая многонациональность российского государства.
- Адаптация образовательного процесса к уровню и специфике подготовки и развития воспитанников, обучающихся.
- Отсутствие религии в образовании для муниципальных и государственных учебных заведений.
- Плюрализм и свобода в ОУ.
- Государственно-общественный вариант управления образовательным процессом.
Колледжи
В США термин «колледж» включает в себя несколько типов образовательных учреждений: общественный или муниципальный колледж (community colleges), гуманитарные колледжи (liberal arts colleges) и колледжи, как составные части университета.
Общественные или муниципальные колледжи с 2-годичными программами
Учебная программа в общественных колледжах чаще всего рассчитана на 2 года, по окончании которых выдается диплом младшего специалиста (associate’s degree). Например, как в Seattle Central College и Green River Community College.
Технические школы или техникумы так же предоставляют 2-годичную программу для приобретения профессиональных навыков, необходимых для трудоустройства. Там можно получить диплом, например, сварщика или повара.
Средняя стоимость обучения в год: $3,520, согласно данным частной американской образовательной организации College board. Если добавить расходы на проживание и питание получится уже $11,580.
4-годичные программы в общественных колледжах
Второй тип муниципальных колледжей предполагает обучение в течение 4х лет, например, Tacoma Community College в штате Вашингтон. Такие колледжи зачастую предлагают программы перевода, на которых можно засчитать оценки и кредиты, полученные на двухгодичной программе при переходе на 3 курс бакалавриата. Такую возможность колледжи получают за счёт сотрудничества с университетами.
Средняя стоимость обучения в год: $9,650, если прибавить питание и проживание — $20,090, говорит College Board.
Средняя стоимость обучения в год для иностранцев: $24,930, если прибавить питание и проживание — $35,370.
Гуманитарные колледжи
Здесь предлагают пройти 4-годичную учебную программу. По сравнению с муниципальными колледжами, здесь меньше студентов, но больше преподавателей. Это дает возможность обучаться в небольших группах, что позитивней влияет на успеваемость.
Некоторые гуманитарные колледжи предлагают так же магистерские и аспирантские программы по таким специальностям, как бизнес, медицина и юриспруденция.
Большая часть гуманитарных колледжей – частные. К ним относятся Hampshire College в штате Массачусетс и Beloit College в Висконсине.
Средняя стоимость обучения в год: $33,480, если прибавить проживание и питание — $45,370.
Нормативная база
Образовательная программа учреждения составляется на основе ФГОС нового поколения, утверждается на педагогическом совете образовательной организации. Одним из учредительных документов, на основе которых действует юридическое лицо, является устав. Требования к уставам, которые может использовать образовательное учреждение высшего образования, а также школы, указаны в ст. 13 ФЗ «Об образовании».
Автономные учреждения имеют некоторые отличительные особенности. Их финансирование ведется на базе субсидий и субвенцией из бюджета РФ, а также иных источников, разрешенных российским законодательством.
Что такое коррекционный детский сад?
Детский сад компенсирующего (коррекционного) вида— это образовательное учреждение для детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), в котором созданы условия для всестороннего развития, лечения и коррекции таких детей.
Отличительной особенностью компенсирующих садов является то, что помимо воспитателей с детьми работают педагоги-дефектологи, медицинские работники соответствующего профиля, детские психологи.
Количество детей в группах таких садов, как правило, не превышает 10-16 человек, что позволяет уделить внимание каждому ребенку в необходимом объеме.
Поскольку количество мест в группах компенсирующего вида ограничено, это привело к тому, что дети вынуждены стоять в очереди для получения места достаточно длительное время, а в логопедических садах и группах иногда наблюдается переполнение.
Регулярность занятий в специальных группах, объединяющих детей с равным уровнем развития и схожими отклонениями, позволяет целенаправленно и углубленно проводить коррекцию дефектов, дисциплинирует детей, дает позитивные результаты в подготовке к обучению в школе. В то же время на практике часто встречаются ситуации, когда в логопедической группе оказываются дети с выраженными умственными, поведенческими и/или эмоционально-волевыми проблемами, что создает трудности осуществления образовательного процесса во всей группе.
Практически во всех коррекционных садах проводятся занятия с родителями, помогающие им лучше понять проблемы своего ребёнка с ОВЗ и создать дома благоприятные условия.
Приём детей в коррекционные сады осуществляется только по направлению, выданному на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)