Как успешно сдать огэ и егэ по литературе

ЕГЭ по литературе: самые сложные задания

При сдаче экзамена по литературе главным и самым сложным заданием является сочинение. Из всех предложенных выбирайте простую и понятную тему. Вам должно быть хорошо известно произведение, по которому будете писать, его основная мысль. Важным является употребление цитат из произведения, описание одного-двух эпизодов, характеристика героев.

Начиная готовиться к ЕГЭ по литературе, постарайтесь сделать краткие заготовки для написания сочинения по всем темам. Вызубрите и понимайте литературные термины, употребление их в анализе произведения будет большим плюсом.

Важнейшим фактором при написании сочинения является грамотность. Старайтесь писать просто и ясно, это убережет вас от лишних ошибок в тексте.

Структура ЕГЭ по литературе

И вновь отведено ровно 3 часа и 55 минут (235 минут) на написание. Контрольные измерительные материалы содержат 17 заданий, разделенных на две части по уровню сложности.

Первая включает в себя 16 заданий, где последние четыре ответа должны быть развернутыми. Можно разделить на условные 2 блока. Вторая же часть включает только развернутые ответы, их можно назвать мини-сочинениями. Литрекон хочет познакомиться с краткими описаниями заданий подробнее и познакомить вас!

Блок первый

  1. Задания 1-7 нуждаются в кратком ответе. Они проверяют знания учеников о том, какие могут быть жанры и направления произведений, особенности композиций, различные термины и знания о героях.
  2. Будьте предельно внимательны. Задание седьмое с этого года меняется. Его слегка подкорректировали. Теперь оно содержит два пропущенных места, куда необходимо вставить верные термины.
  3. 8 задание содержит вопрос, на который нужно отвечать несколькими предложениями. В идеале – до десяти. Пример такого вопроса: «Какое противоречие допускает автор…?»
  4. Задание 9 можно назвать сопоставлением. Оно предлагает вспомнить что-то из прочитанного и сравнить с уже вписанным в КИМ.

Блок второй

Вся вторая часть сосредоточена на поэзии. Здесь проверяется знание средств выразительности. Поэтому с 10 по 14 задание можно столкнуться с проверкой знаний на род, жанр и направления в стихотворении. Нужно также уметь определять размер, пригодится для 14-го.

В 15 задании требуется провести анализ лирического отрывка. После которого придется развернуто отвечать на вопрос.

Задание 16 можно соотнести с 9 из блока первого. Здесь тоже придется вспомнить и сопоставить. Темы самые разнообразные, поэтому, дорогие выпускники, читайте и узнавайте больше! Расширяйте свою базу.

Часть два

Перед вашими глазами оказываются четыре темы. Они настолько разные, что каждый сможет найти то, что покажется ему нетрудным. Здесь пишется объемное сочинение в 150-200 слов. Предполагается анализ литературного произведения, тему требуется раскрыть с трех сторон.

Хочется напомнить, что подготовка к итоговому сочинению или сочинению по русскому языку не помогут с 17 заданием. Здесь немного иная структура, есть свои особенности и принципы оценивания.

Разбор всех заданий на ЕГЭ по литературе (с планом и примером сочинения на ЕГЭ) Вы можете найти здесь.

Как подготовиться к ЕГЭ по литературе в 2021 году: полезные советы

Первое, что нужно запомнить и на что обратить внимание, это кодификатор. По сути, это официальный перечень произведений, которые будут на экзамене

Найти его можно на сайте ФИПИ. Чаще всего выпускники сталкиваются с тем, что тратят время на чтение ненужной литературы, которая им даже не пригодится

Поэтому очень важно распечатать или переписать этот список и начинать подготовку именно с него

Для написания сочинения необходимо понимать, что знание содержания какого-либо произведения и умение анализировать текст — совершенно разные вещи

Именно поэтому так важно уметь концентрироваться на работе: никто не начисляет баллы за рассуждения, не относящиеся к теме или за простой пересказ. Поэтому даже если вы запомните кучу цитат, но примените их не по теме — от этого не будет никакого толку

Сочинение чаще всего оценивается по нескольким критериям. В первую очередь экзаменатор смотрит на аспект раскрытия выбранной темы, во вторую — на умение применять сравнения, цитаты, литературные термины. И, разумеется, текст должен быть логически понятным и связным.

Именно поэтому критически важно научиться аналитическому мышлению: выявлять проблему текста, уметь раскрыть ее и сделать это так, чтобы каждому, кто прочитал ваш текст, было понятно, о чем так говорится. Для этого необходима постоянная практика и взгляд со стороны

Если первая часть — на плечах выпускника, то со второй можно обратиться к репетитору, который может проверить и оценить написанное, дать какие-либо примечания и корректировки.

Поэзию тоже необходимо знать и помнить. Первое, что нужно будет сделать – выписать стихи по авторам и запомнить их названия. Прочитать несколько стихов у каждого автора вам в любом случае необходимо. Далее советуем выучить по два стихотворения у каждого из поэтов и разбить их по тематикам. Это поможет в применении произведений на экзамене.

В целом, все, что вам необходимо для сдачи: знание основных проблем в русской литературе, умение анализировать текст и база произведений в голове.

Как сдали ЕГЭ по литературе в 2017 году?

Немного статистических данных: в 2017 году ЕГЭ по литературе сдавали 43548 выпускников, из них только 4,3% не смогли пройти порог (минимальный балл) в 32 балла. А 44% сдававших экзамен смогли набрать более 61 балла. Так что, дорогие выпускники, не все так страшно.

Каждый одиннадцатиклассник, сдающий литературу, однажды спрашивал в отчаянии: «Что нужно, чтобы сдать ЕГЭ по литературе?». Но вы даже не представляете, насколько прост ответ – нужно готовиться. Не нужно считать, что если на экзамене от вас требуется не конкретный, единственно правильный ответ на вопрос, а развёрнутый ответ в виде сочинения, то можно пустить процесс подготовки на самотёк и довериться интуиции, а при написании сочинений дать волю фантазии и просто порассуждать на заданную тему. Такой подход не приведёт вас к успеху, вы должны четко знать, что от вас требуется, ваши эссе должны соответствовать «запрашиваемому» формату, а знания по литературе в вашей голове должны быть четко структурированы. В идеале вам необходимо хорошо представлять себе тот или иной исторический контекст, чтобы лучше понять темы творчества того или иного автора. Также вы должны уметь подтверждать свои мысли цитатами (которые нужно знать наизусть), а это возможно только при одном условии – начать готовиться к ЕГЭ по литературе нужно заранее! Тогда у вас не возникнет никаких проблем, и даже если вы очень эмоциональный человек (какими становятся все в момент сдачи экзамена), вы будете более спокойны и уверены в себе, а это и есть залог отличного результата.

Как быстро подготовиться к сдаче ЕГЭ по литературе

При быстрой подготовке к ЕГЭ мы советуем:

  1. Составить программу. На онлайн-курсах у вас будет готовый график уроков. Но если вы планируете заниматься самостоятельно, то посчитайте, сколько часов ежедневно потребуется на чтение литературы.
  2. Изучить кодификатор ЕГЭ, чтобы понять, с какими произведениями вы знакомы, а какие нужно прочитать. Если на подготовку остается мало времени, прочитайте хотя бы краткое описание пьесы или романа.
  3. Повторите правила русского языка. В текстовых заданиях необходимо не только дать развернутые ответы, но и грамотно составить текст.

Расскажем подробнее о том, как быстро подготовиться к сдаче ЕГЭ по литературе за день, неделю, месяц.

Что лучше повторить за 1, 2 или 3 месяца

Для подготовки к лит-ре за один-два месяца до ЕГЭ:

  • Составьте сводную таблицу по всем произведениям из кодификатора: название, автор, имена главных героев, их краткая характеристика, место действия, жанр. Желательно делать ее самостоятельно – так вы лучше запомните информацию.
  • Пишите сочинения по темам ЕГЭ из прошлых лет. Составлять тесты нужно, даже если их не проверит преподаватель или репетитор – так вы будете увереннее чувствовать себя на экзамене.
  • Потренируйтесь решать пробные задания. Бесплатные онлайн-тренажеры есть в интернете.

Если до экзамена остается 3-4 месяца, то можно пройти экспресс-курс в онлайн-школе. За этот период вы повторите пройденный материал из школьной программы, сделаете тестовые задания и получите рекомендации от преподавателя. 

Если до ЕГЭ по литературе осталась неделя

Подготовиться к экзамену по литературе с нуля за неделю вряд ли получится, но за этот срок вы можете прочитать краткое описание произведений из кодификатора, вспомнить основные литературные термины, потренироваться на онлайн-тестах, составить несколько текстов и повторить грамматику.

Сочинение на все 100

Сочинение на ЕГЭ по литературе является одним из самых важных и сложных заданий. Оно крайне опасно для тех, кто действительно много знает о литературе. Выпускник в эссе стремится продемонстрировать оригинальный подход, глубокое знание темы, но в этом стремлении он сильно раздувает объем работы, совершает лишние ошибки, затрудняет проверку отступлениями от темы. А тот, кто знает все поверхностно, но нашел время на тренировки, преуспеет больше: он напишет именно то, что требуется — не больше и не меньше. От темы можно отделаться одними шаблонами. То есть чтобы получить максимальный балл за сочинение, выпускнику необходимо учитывать все требования и рекомендации разработчиков КИМ. Рассмотрим структуру сочинения, а также советы по его написанию.

Структура сочинения на ЕГЭ по литературе включает в себя:

  1. Вступление. В первой части сочинения необходимо определить основную проблему данного текста. Вступление лучше всего начинать с цитаты из опорного произведения или риторического вопроса. Фразы необходимо подбирать таким образом, чтобы они соответствовали основной идее произведения, постепенно подводя повествование к размышлениям автора. Также во вступительной части сочинения можно упомянуть несколько слов о биографии автора или интересные факты о произведении: история его написания, замысел и так далее.
  2. Основная часть. Эта часть должна быть самой содержательной и объёмной. При этом не стоит забывать об ограничениях в объёме сочинения (желательно уложиться в 500 слов). Нужно добиться максимальной информативности минимальными средствами. Для этого существует несколько способов. Во-первых, разбейте основную часть на несколько пунктов, каждый из которых должен быть аргументом в защиту Вашей позиции или же критерием оценки предмета исследования. Во-вторых, следите за тем, чтобы доказательство состояло из тезиса (что Вы хотите этим сказать) и примера из произведения (почему это так). Так проще не запутаться и не потерять логику изложения мыслей. В-третьих, не перечисляйте все, что Вы знаете по теме, достаточно самых убедительных и веских доводов. Мнение должно представлять собой четко сформулированные тезисы, подтверждённые литературоведческим анализом текста.
  3. Заключение. В этой части необходимо сделать логический вывод, соответствующий рассуждениям выпускника и теме работы. Прежде всего, необходимо снова обратиться к проблемам, озвученным во вступлении. Не секрет, что идеи первой и третьей части во многом схожи. Разница между ними состоит в том, что во вступлении форма мысли является вопросительной, а в заключении – утвердительной.

Как написать сочинение на ЕГЭ по литературе на 100 баллов. Об этом мы уже писали вот здесь. Рассмотрим простые советы, которые помогут выпускнику успешно справиться с написанием сочинения на ЕГЭ по литературе.

Выпускник должен выбирать наиболее близкую ему тему — по тем произведениям, с которыми он хорошо знаком.
Важно для сочинения подобрать подходящий эпиграф из тех цитат, которые Вы наверняка припасли для экзамена.
Перед самим написанием сочинения необходимо набросать его предварительный план, записать в черновик основные тезисы. Это поможет не сбиться с курса и четко следовать логике композиции.
Выпускник должен хорошо подумать о доказательствах, которые он будет приводить в сочинении

Аргументы должны быть с опорой на литературный материал. Подготовка к ЕГЭ по литературе предполагает подробное изучение книг. Важно помнить точные детали из текста и даже цитаты, чтобы отсылки выглядели убедительно.
Необходимо позаботиться о композиционной целостности сочинения. Необходимое условие сочинения – вступление и заключение должны быть логическим связаны между собой. Для этого нужно высказывать одни и те же идеи, но только разными словами. Во вступлении необходимо занять позицию приглашения к размышлению, а в заключении – позицию вывода-утверждения.

По окончании написания сочинения выпускник должен прочитать его несколько раз и исправить грамматические, пунктуационные и лексические неточности.

Если Вы не уверены в том или ином имени, факте, дате — не пишите о них.

Известно, что опытные педагоги и эксперты ФИПИ советуют выпускникам приступать к ЕГЭ по литературе с написания сочинения. Нужно на черновике набросать примерный план текста, потратив на это не более одного часа. Затем эксперты советуют отложить план и приступить к решению остальных заданий. Так Вы лучше обдумаете тему и переварите план, чтобы с новыми силами приступить к сочинению после того, как сделаете все остальное.

Подготовка к экзамену в домашних условиях

Для того, чтобы подготовиться к единому гос. экзамену, необязательно посещать репетитора или ходить на дополнительные занятия по литературе. Вы можете выбрать онлайн-курс и заниматься в домашних условиях. В онлайн-школах есть специальные подготовительные программы по литературе.

Преимущества дистанционных курсов:

  • Занятия ведут преподаватели с многолетним опытом подготовки школьников к ЕГЭ. Они знают специфику тестовых и письменных заданий, критерии оценки, основные принципы выполнения КИМа.
  • На онлайн-курсах подробно разбирают задания прошлых лет. Учитель с нуля объясняет каждую тему, анализирует все произведения из кодификатора.
  • Уроки проходят онлайн, но их можно смотреть в записи в удобное время. Все учебные материалы сохраняются в личном кабинете.
  • Можно писать вопросы преподавателю в чат и сразу же получать развернутые ответы.
  • Первый урок обычно можно смотреть бесплатно и без регистрации.

Поэтика (теория литературы, основные понятия)

Тема — то, о чем идет речь в художественном произведении; предмет изображения.

Тематика — круг событий, отражённых в произведении и скреплённых авторским замыслом.

Сюжет — система событий, изображённых в произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к представленным жизненным явлениям.

Фабула — хронологическая последовательность событий художественного произведения.

Композиция — совокупность средств и приёмов, которые использовал автор для построения произведения, раскрытия и организации образов.

Конфликт — столкновение позиций, интересов персонажей, движущая сила действия, определяющая сюжет от завязки противоречий к их разрешению; острое противоречие, благодаря которому развивается сюжет.

Мотив — формально-содержательный элемент литературного текста; простейшая единица сюжетного развития (образ дороги в произведении «Кому на Руси жить хорошо»). В лирике повторяющийся комплекс психологических переживаний героя поэта (мотив одиночества)

Символ — многозначный, иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни, смысл которого выходит за пределы предметного значения

Время (художественное время) — категория художественного бытия героев (наряду с пространством), вымышленное время действия в произведении. Может быть искусственно растянуто, отзеркалено, циклично.

Художественное пространство — место действия произведения, является основной характеристикой художественного бытия героев.

Рассказчик — условный образ, от лица которого ведётся повествование в произведении.

«Маленький человек» — тип литературного героя, объединяющий в себе некоторые общие признаки: низкое положение в социальной иерархии, бедность, незащищенность, что обуславливает особенность их психологии и сюжетную роль (Акакий Акакиевич Башмачкин, Евгений («Медный всадник»)

Практические рекомендации

Рекомендации, которые помогот подготовиться к ЕГЭ по литературе:

Читайте постоянно художественную литературу. Не только школьную программу, но и другие, интересные вам произведения. Это расширит ваш кругозор и повысит интеллектуальный уровень. Заведите правило – прочитать хотя бы пару страниц в день.

Школьную программу можно читать в ускоренном темпе с помощью специальных сборников, где произведения представлены в сокращенном виде. Начинать лучше со сложных сочинений. Это сэкономит вам массу времени, а главную суть вы уловите.

Делайте конспекты всего прочитанного, особенно это касается ключевых произведений, которые обязательно войдут в программу экзамена. Конспекты можно делать тезисно, в пару строк. Это поможет освежить в памяти все содержание непосредственно перед ЕГЭ. В конспект не стоит вносить диалоги и описания природы. Акцент лучше делать на центральном сюжете.

Тренируйтесь в прохождении тестов. Можно брать прошлогодние варианты, можно искать подобные в интернете или покупать в соответствующих магазинах и рынках. Это поможет вам окунуться в атмосферу ЕГЭ, понять принцип задания. На самом экзамене вам уже будет не так страшно.

Тренируйтесь писать сочинения. Изучите этот вопрос – как его быстро и правильно написать. Ведь третий блок заданий на экзамене состоит из сочинения. Поэтому, чтобы не впасть в ступор на ЕГЭ по литературе, лучше немного набить руку. Соблюдение всех формальных норм может сыграть более важную роль, чем содержание вашего сочинения.

Подготовьте цитатник. Выпишите или распечатайте незнакомые вам слова, описания литературных жанров и т.д. На экзамене в этом необходимо ориентироваться

Цитатник поможет быстро запомнить специальные термины, а потом использовать их в своей речи.

Большую важность играют даты. Стоит выписать ключевые и юбилейные даты

Это могут быть даты жизни писателей, выходы их произведений и т.д.

Не менее важно ориентироваться в глобальных событиях в биографиях авторов
Поэтому стоит уделить внимание и этому вопросу.

Отведите время на изучение смежных наук – философии, истории, обществознании, культурологии и т.д. Это поможет в развитии вашего гуманитарного мышления, а также поможет ориентироваться в исторических романах, выявлять главные философские проблемы произведений, понимать описанные аспекты морали и норм
Умения грамотно выразить свою мысль – одно из главных требований на ЕГЭ по литературе.

Смотрите фильмы по мотивам изучаемых произведений. Их сюжет не всегда может совпадать с оригиналом, но просмотр поможет вам найти новые взгляды на то или иное классическое произведение.

Совет №7: грамотно распределяйте время на экзамене

По мнению многих, 3 часа 55 минут — достаточно мало для такого объемного экзамена. И это действительно так

Чтобы не оказаться в ситуации, когда время вышло, а у вас еще не сделано задание (или, не дай Бог, несколько заданий!), важно правильно распределить время. Тестовая часть (№ 1-7, 10-14) должна занять у вас не больше 15 минут

Мини-сочинения (№ 8 и № 15) — так же, примерно по 15 минут на каждое. Мини-сочинения на сопоставление (№ 9 и № 16) — постарайтесь уложиться в 20 минут на каждое. Большое сочинение (№ 17) — на него у вас должно остаться примерно 2 часа 30 минут

Также учителя рекомендуют (и правильно делают) писать тренировочные варианты на время, так вы сможете отработать тайминг и будете знать, на какие задания вы тратите больше времени, на какие меньше.

Котик, который следует моим советам.

17

17 задание – это полноформатное сочинение-рассуждение на одну из 4 тем. Чтобы подготовиться к нему, нужно овладеть всеми навыками, описанными в предыдущих параграфах. Кроме того, есть еще два, которые сформулировали все те же создатели ЕГЭ по литературе:

Как самостоятельно подготовиться к этому с нуля? Вот советы от Многомудрого Литрекона:

  1. Писать читательские дневники. Это краткие пересказы с отзывом, которые учат читателя полномасштабному освоению литературного материала. Вот инструкция по выполнению.
  2. Писать сочинения по егэшному образцу и проверять их самостоятельно. Если возникают вопросы, пишите нам в паблике.

Самое время взглянуть врагу в лицо. Вот примеры заданий из демоверсии:

Чтобы заслужить свои 14 первичных баллов, необходимо выработать универсальный план для раскрытия подобных тем. Вот образец для сочинений на ЕГЭ по литературе 2019:

  1. Вступление – перефразированный тезис или вопрос из темы сочинения: Интересные страницы новейшей русской истории запечатлены в прозе 1980-2010 годов. На мой взгляд, весьма показательными примерами являются романы Чингиза Айтматова «Когда падают горы (Вечная невеста)» (2006 г.) и «Плаха» (1986 г.). Эти книги отражают переломные моменты в жизни нашей страны – конец советской эпохи и начало новой России.
  2. Основная часть – это описание выбранных примеров и аргументация (неразрывно связанная с темой!): Так, в романе «Плаха» автор описывает тяжелую жизнь наших предков под железной пятой режима: необходимость выполнять план вынуждает их истреблять животных из заповедника и разрушать местную экосистему. Психологизм эпохи выражается в поступках персонажей. Вечная нужда ожесточает их, и некоторые герои готовы даже своровать маленьких волчат и продать их, обрекая зверей на верную смерть. Люди, загнанные в невыносимые условия, ведут себя хуже волков, которые только от величайшего удара – потери потомства – унижаются до аналогичной мести (волчица украла ребенка). Автор показывает, как уродует человека тяжелая рабская доля в авторитарном государстве, которое движется к катастрофе.
  3. И вот катастрофа произошла: в романе «Когда падают горы (Вечная невеста)» советский союз уже развалился. Начался хищный век капитализма, который во главу угла поставил не идеологию, а рыночные интересы. Деньги стали мерилом всего на свете, поэтому главный герой оказывается жертвой нового времени, которое назвало цену человеческой жизни. Арсен, пытаясь предотвратить захват богатых заложников, становится мишенью для всех противоборствующих сторон. Эта смерть – своеобразный символ: в лице честного журналиста новый мир убивает гуманизм и другие моральные ценности. Особенно в романе важны исторические детали: челночницы с высшим образованием, оперные дивы, разменивающие талант на славу, и тысяча нищих на одного богача.
  4. Заключение (общие фразы по теме): Таким образом, отечественная история 80-х и 90-х годов предстала в своем литературном воплощении на страницах романов Чингиза Айтматова. Он мастерски передал колорит и особенности тех давних времен.

Пример сочинения на ЕГЭ по литературе поможет нам пояснить критерии оценки задания 17. Работа соответствует теме (3 балла). Привлечение текста для аргументации тоже есть (3 балла). Термины стоят на своих местах (деталь, символ, психологизм и т.д.), а это + 2 балла в нашу копилку. Цельность и логичность текста достигнуты: все части связаны между собой (3 балла). Ну и речевые нормы не нарушены (3 балла). Объем более 150 слов, значит, работа проверяется.

Таким образом, чтобы написать сочинение и получить 14 первичных баллов, не обязательно даже владеть знанием книг из школьной программы, если Ваш собственный читательский опыт достаточно богат для раскрытия разнообразных тем. Нужно только набить руку в этом деле.

Дополняйте работу Многомудрого Литрекона советами и личным опытом и заходите к нему почаще)

ЕГЭ 2018 по литературе: чего ждать, к чему готовиться

ЕГЭ по литературе состоит из двух частей.

I часть включает два комплекса заданий:

  1. Отрывок произведения (эпического, лироэпического, драматического), содержащий семь заданий с кратким ответом и два задания — с развернутым, объём которого должен составлять 5–10 предложений;
  2. Отрывок лирического произведения, содержащий пять заданий с кратким ответом, и два — с развёрнутым (5–10 предложений).

То есть, ученикам предлагается фрагмент определённого произведения (в данном примере – «Отцы и дети» И. С. Тургенева), который необходимо прочитать, проанализировать и ответить (кратко) на поставленные вопросы, например:

  • к какому жанру относится произведение;
  • как называется идеология полного отрицания общепринятых ценностей, культивируемая Базаровым и Аркадием Кирсановым;
  • какая фамилия у властителя дум революционно-демократической молодёжи тех лет — литературного критика, памяти которого посвящены «Отцы и дети»;
  • есть ли соответствие между героями, данного фрагмента, и фактами их дальнейшей судьбы (предлагается два столбца, варианты в которых необходимо сопоставить);
  • как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики;
  • как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении;
  • как звучат фамилии двух персонажей известного произведения И.А. Гончарова, один из которых в чём-то внутренне близок Базарову, а другой (как старший Кирсанов), является его полной противоположностью.

Для развернутого ответа предлагаются вопросы следующего вида:

  • как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения;
  • в каких произведениях русской классики отображён конфликт между представителями разных поколений и как эти произведения можно соотнести с тургеневскими «Отцами и детьми»?

II часть содержит в себе четыре темы сочинений, например:

  • Кто из персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Вам наиболее интересен и почему? (с опорой на анализ произведения);
  • Тема родной природы в лирике С.А. Есенина;
  • Страницы русской истории в новейшей отечественной литературе (на примере одного-двух произведений 1990–2000-х годов).

Ученику необходимо будет выбрать одну из них и раскрыть её в тексте сочинения, объём которого должен быть не менее двухсот слов.

Что нужно знать

КИМ ЕГЭ по литературе содержит задания трех видов: 12 заданий с кратким ответом, 4 задания, требующие развернутого ответа из 5–10 предложений, и сочинение объемом не менее 200 слов.

Теория

Прежде всего следует проанализировать демоверсию КИМ, чтобы выяснить, для выполнения каких заданий не требуется знать текст произведения, отрывок из которого предложен для анализа. Как ни удивительно, но такие задания есть: 1–3, 5–7, 11–14. Они предусматривают проверку знаний по теории литературы. Текст в этом случае используется как иллюстративный материал. Список литературоведческих понятий представлен в первом разделе кодификатора (он прилагается к демоверсии).

Если в ходе подготовки к ЕГЭ подобрать примеры по каждому пункту, этого уже хватит, чтобы выполнить половину работы, пусть и не самую весомую по баллам. Надо учитывать, что знание терминологии пригодится при написании сочинения.

Вопросы, требующие развернутого ответа

Дальше надо выявить вопросы, для ответа на которые не надо демонстрировать глубокое знание текста произведения – достаточно знания проблематики. Это задания повышенного уровня сложности: 9 и 16. Они требуют краткого сопоставления нескольких произведений на одну тему или по одной проблеме либо объединенных общим мотивом.

Для их выполнения понадобится выучить сквозные темы русской литературы и составить список произведений, куда войдет как минимум по три примера на каждую из них: именно столько необходимо для написания развернутого ответа. Например, тема отцов и детей (иначе – конфликта поколений) раскрывается в «Горе от ума» Грибоедова, «Грозе» Островского и в «Отцах и детях» Тургенева. Мотив сна присутствует в «Евгении Онегине» Пушкина, «Обломове» Гончарова и в «Преступлении и наказании» Достоевского. Глубокий пересказ не нужен и даже прямо запрещен: задание предполагает сравнение произведений по ключевым эпизодам и проблемам.

Два других задания повышенной сложности – 8 и 15 – также не требуют детального знания текста, но при анализе эпизода из произведения и стихотворения необходимо учитывать позицию автора и проблематику его творчества.

Наметив список произведений, можно приступить к отработке навыка написания развернутого ответа. Задание 8 – анализ эпизода, приведенного в КИМ ЕГЭ по литературе. Даже если он вызывает затруднения, достаточно вспомнить общую характеристику героя: тогда будет проще понять, как он проявил себя в конкретном случае, описанном в предложенном отрывке.

Задание 9 – это «проблемный» вопрос

Важно учитывать, что ответ должен быть лаконичным, но полным: в нескольких предложениях надо продемонстрировать понимание проблемы и содержания произведения, вписать его в литературный контекст и аргументировать свое мнение, используя литературоведческие термины. Задания 15 и 16 аналогичны 8 и 9, но применительно к поэзии, поэтому необходимы навыки анализа стихотворения. Несмотря на то что ответ на все эти вопросы должен быть кратким, он все же должен представлять собой связный текст в жанре рассуждения, то есть структурно начинаться с тезиса и заканчиваться выводом

Несмотря на то что ответ на все эти вопросы должен быть кратким, он все же должен представлять собой связный текст в жанре рассуждения, то есть структурно начинаться с тезиса и заканчиваться выводом.

Кодификатор ЕГЭ по литературе выглядит необъятным. Одна «Война и мир» как всех пугает. Стоит ли все читать? Как поглотить большой объем лирики?

Анастасия Шереметьева, 100 баллов:

— Самой большой ошибкой будет учить все 148 стихотворений. Никогда так не делайте! Нужно выделить часто встречающиеся на ЕГЭ темы по лирике и найти любимые или универсальные стихотворения. Обязательно запомните название и автора. Также прочитайте несколько разборов к каждому стихотворению, чтобы на экзамене не ошибиться в анализе. С прозаическими произведениями придётся помучиться, потому что их нужно знать все. 

Артем Князьков, 100 баллов:

— При подготовке лучше выбрать для себя два периода в истории русской литературы. Один как основной: вы должны знать все произведения от корки до корки; второй как запасной, если вдруг одна из тем в 17 задании не устроит. Лучше всего подойдет начало и конец 19-го века. Произведения этого времени изучите особенно внимательно. Что касается стихотворений, учить всё не обязательно. Найдите основные темы, которые могут встретиться вам, подберите по три стихотворения для каждой и выучите их полностью, либо отрывки. Также есть всеобъемлющие лирические произведения, поднимающие много тем. Их стоит отыскать и запомнить — точно пригодятся. 

Виктория Михайленко, 100 баллов:

— Учить все стихи и знать все произведения необязательно, это может даже сбить с верного пути, так как вся информация перепутается в голове. Я сдала на 100 баллов, хотя более половины произведений не прочитала. Советую рассматривать произведения с литературоведческой точки зрения, пытаться понять позицию автора, выделить основные проблемы, темы, характеры. В этом помогут анализы или критические статьи. 

Критерии оценки

Главная ошибка некоторых выпускников – нелюбовь к ограничению себя объемами, дедлайнами или требованиями. Однако для ЕГЭ нет ничего важнее. Чтобы сдать литературу на 100 баллов или хотя войти в счастливые 15,5% высокобалльников (людей, у которых больше 80 баллов), в первую очередь нужно выучить или хотя бы примерно знать критерии оценки ЕГЭ по литературе.

В этой таблице Вы видите распределение баллов по заданию:

С заданиями 1-7, 10-14 все понятно: правильный ответ – 1 балл.

В заданиях с развернутым ответом самое главное – четко понять вопрос и ответить именно на него, а не рассказать о смежной теме или о случае из Вашей биографии
Можно несколько раз в тексте заострить внимание, что Вы пишите именно по этой теме, что она анализируется именно в этом аспекте

В номерах 8 и 15 нужно ответить на вопрос по содержанию отрывка произведения, они оцениваются по критериям соответствия теме, наличию аргументов свой позиции (примеры из текста), логичностью и речевой грамотностью
Крайне важно соответствие теме, ведь если по этому пункту будет 0, дальше проверять не станут.
В заданиях 9 и 16 нужно сопоставить данный в заданиях отрывок с другими литературными произведениями по определенной теме. Здесь также самое главное – четкое следование вопросу задания

Мини-сочинение оценивается по сопоставлению первого и второго текста с исходным, уместности использования всех этих текстов в анализе, логичности и речевой грамотности. Если нет названия или автора текста для сопоставления – Вы получите 0 баллов, дальше задание проверяться не будет.
И напоследок задание 17 – сочинение на литературную тему. Нужно выбрать одну тему из четырех вариантов (17.1-17.4). Темы варьируются в зависимости от периода развития литературы: 1. Древнерусская литература или произведения XVIII – начала XIX века. 2. Произведения второй половины XIX века. 3. Литература XX века. 4. Современные произведения (конец ХХ – начало XXI века). Лучше всего выбирать не по тому, насколько Вам нравится произведение, а по тому, насколько понятен вопрос. Как было уже сказано, главное в задании – максимально удачно ответить на него. Критерии этого задания – соответствие текста теме и ее раскрытие (нужно смотреть на тему с разных сторон), аргументация (анализируются фрагменты и детали текста без фактических ошибок), опора на теорию литературы (в сочинении должно быть несколько литературных терминов), композиционная цельность и логичность, речевая грамотность.

Модернизм

К модернизму относятся многие течения: авангардизм, символизм, акмеизм, футуризм, импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, имажинизм и сюрреализм. Некоторые из них проявились не только в литературе, но и в живописи. А некоторые, в частности Кубизм, наоборот, почти не нашли свое отражение в литературе.

Модернизм
Авангардизм Различные течения, оппозиционные по своему настроению традиционной культуре.
Символизм Посвящена отдельная страница
Акмеизм Посвящена отдельная страница
Футуризм Посвящена отдельная страница
Импрессионизм Возник в 1860 г. Активно развивался в 1870 — 1920 гг. Течение, в основу которого положено изображение мгновенных впечатлений от реальности.
Экспрессионизм Возник в 1910 г. Развивался на протяжении XX века. Ассоциативность, «эстетика морального шока», эмоциональная насыщенность.
Кубизм Возник в 1907 г. Развивался на протяжении XX века. Аналитическое восприятие вещей и явлений, отсутствие органических образов.
Имажинизм Возник в 1918 гг. Активно развивался в 1910 — 1920 гг. Посвящена отдельная страница
Сюрреализм Возник в 1910-1920 гг. Развивался на протяжении XX века. Хаотичное отображение действительности, алогизм.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector