Что такое эссе и как его правильно написать

Подготовка к написанию эссе

Подготовку к написанию эссе надо начинать со сбора информации. Однако прежде чем приступить к ней, вы должны четко определиться со своей позицией по отношению к заданной теме. 

Соглашаетесь с ней или отрицаете ее.
Какие у вас есть аргументы “за” или “против”. 
В конце важно четко выразить свою позицию по тезису, представленному во введении.

В проекте обязательно подготовьте список аргументов и фактов, если за и против, то с соответствующим разделением. Их должно быть не менее трех с обеих сторон. 

Где искать такие аргументы 

в своих разработках и исследованиях (в том, что что знаете по теме),
в литературе (здесь важно проверить автора, заголовок, возможно, достоверность),
в научных исследованиях (проверяйте источник). 

Когда список готов, оцените качество собранной информации. 

Расположите их по порядку от наиболее весомого до самого слабого и поместите в текст эссе.

Завершающим этапом подготовки является план эссе с подробным списком порядка использования аргументов и цитат. Также хорошо проверьте стилистические приемы, которые можете использовать во введении и заключении, чтобы сделать эссе интересным и легким для чтения. 

План эссе по обществознанию

Для написания правильной работы вам нужно следовать приведённым пунктам:

  1. Сделать вступление.
  2. Написать теоретическую часть.
  3. Первый аргумент и его пояснение.
  4. Второй аргумент и его пояснение.
  5. Вывод.

Минимальное количество слов, которые необходимо написать в эссе, не указывается, поэтому вы можете писать работу любой длины.

Вступление

В этом пункте (первый абзац) вам нужно сформулировать одну из идей выбранного вами высказывания и объяснить его смысл.

Пример:

«Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований». (М. Станс). – Это цитата по экономики, которое говорит о государственном бюджете (идея), её смысл заключается в том, что от того, как и куда распределяется расходная статья этого бюджета зависит настроение населения государства (смысл цитаты).

Таким образом вам необходимо работать с любым высказыванием, определяя его идею и раскрывая смысл.

Для вступления вы можете использовать следующие клише:

  1. В своём высказывании/ цитате (ФИО автора) говорит о…
  2. Смысл её/ его слов заключается в следующем: …

Это универсальные предложения, которые подойдут под любое высказывание.

НО! Эссе по обществознанию меняется, и, согласно новым критериям, нужно писать именно об идее, а не проблеме. Также не нужно писать об актуальности, потому что это устаревший шаблон, который раздражает большинство экспертов.

Теоретическая часть

В этом пункте вам нужно доказать первый абзац, опираясь на теоретические знания, то есть привести не меньше 3 понятий, относящихся к данной идее, раскрыть их значение, связать друг с другом и с выбранной темой. Заметьте, что вам не просто нужно написать определения понятий, но и пояснить их, порассуждать об их связи, об отношение к идее.

Также не нужно писать лишних понятий, не имеющих ничего общего с выбранной темой, то есть, если вы пишите о государственном бюджете, то и понятие берите, относящие к нему – сам госбюджет, его доходная и расходная части, пути, по которым деньги распределяются, источники доходной части и др.

Как таковых клише для этой части нет, но вы можете начать абзац со слов: «Для подтверждения этой идеи обратимся к теории».

Первый и второй аргументы

С этой частью у многих учеников возникают большие проблемы, ведь порой привести два примера из разных источников бывает сложно. Но всегда нужно быть хитрее, ведь источники аргументов можно придумать самим.

Например, у нас идея роли налогов в государстве. Первый аргумент у нас касается какой-либо развитой страны с высокими налогами. Допустим, Швеция. И его мы можем начать со слов:

«Примером для подтверждения этой идеи может послужить статья, которую я прочитал(а) в источнике (название газеты, журнала, телеканала и др.)» Далее описываем ситуацию с налогами в Швеции и делаем мини-вывод о высоких налогах и их влиянии на уровень развития страны.

В качестве второго примеры мы можем привести отсталую страну, у которой минимальные налоги, но и уровень жизни тоже очень низкий, например, Никарагуа или Зимбабве. И начинаем наш второй аргумент:

«Кроме того, из школьного курса (географии, истории, обществознания, ОБЖ и другие) мне известно о такой стране с…». Далее описываем положение бедной страны и связываем его с низкими налогами.

Заметьте, что аргументы имеют схожую структуру, но так как мы указали, разные источники, то спокойно получает 2 балла по этому критерию.

Главное указывайте точное название источника, не говорите, что просто услышали его, а конкретное напишите где именно.

Вывод

Критерия, который относится к выводу, нет, но это не значит, что заключение не нужно писать. Вы можете закончить на аргументах, но так ваше эссе не будет выглядеть законченным и цельным, поэтому вывод стоит написать.

В этом абзаце вы просто кратко подводите итог всему написанному выше, используя следующие клише:

«Таким образом, оба приведённых примеры ещё раз доказывают…»

Анализ

Это эссе довольно близко соответствует стандартному аналитическому плану эссе. Он начинается с введения, где я решил использовать цитату, чтобы начать эссе. (Это стало моим любимым способом начать сочинение в старшей школе, потому что, если я не был уверен, что сказать, я мог бы передать работу на аутсорсинг и найти цитату, относящуюся к тому, о чем я буду писать.) Цитата в этом эссе не имеет отношения к обсуждаемым мною темам, насколько это возможно, но это все же немного другой способ начать эссе и может заинтриговать читателей. Затем я расскажу немного о Гроздья гнева и его темы, прежде чем закончить вводный абзац моим тезисом: что Стейнбек использовал литературные приемы во вставочных главах, чтобы показать, насколько это было у грубых мигрантов.

Каждый из четырех основных абзацев отформатирован примерно одинаково: вступительное предложение, объясняющее то, что я буду обсуждать, анализ этого основного момента и как минимум две цитаты из книги в качестве доказательства.

Мое заключение повторяет мой тезис, резюмирует каждый из четырех пунктов, которые я обсуждал в основных абзацах, и заканчивает эссе кратким обсуждением того, как работы Стейнбека помогли познакомить мир читателей с несправедливостью, с которой мигранты столкнулись во время пыльной чаши.

Что дает этот пример аналитического эссе? Для начинающих, в нем есть все, что должно быть в сильном аналитическом эссе, и его легко найти. В тезисе четко излагается, о чем будет написано эссе, первое предложение каждого основного абзаца вводит тему, которую он охватывает, а в заключении четко резюмируются все основные моменты. В каждом из основных абзацев есть анализ, а также несколько отрывков из книги, чтобы придать легитимности моим тезисам.

Кроме того, эссе хорошо помогает всесторонне рассмотреть проблему, затронутую в диссертации. Обсуждаются четыре способа использования Стейнбеком литературных приемов, и для каждого из примеров приводится и анализ, чтобы читатели могли понять, почему Стейнбек включил эти устройства и как они помогли сформировать взгляды читателей на мигрантов и их тяжелое положение.

Где можно улучшить это эссе? Я считаю, что самый слабый абзац основного текста — это третий абзац, в котором обсуждается, как Стейнбек использовал простой, грамматически неправильный язык, чтобы точно описать мигрантов и сделать их более понятными для читателей. В абзаце пытаются затронуть обе эти причины, и в результате он оказывается несколько несфокусированным. Было бы лучше сосредоточиться только на одной из этих причин (вероятно, как это сделало мигрантов более привлекательными), чтобы быть более ясным и эффективным. Это хороший пример того, как добавление новых идей к эссе часто не улучшает его, если они не работают с остальной частью того, что вы пишете. Это эссе также может объяснить отрывки, которые включены больше, и то, как они соотносятся с высказанными соображениями. Иногда их просто бросают в эссе в надежде, что читатели установят связь между примером и анализом. Возможно, это особенно верно в отношении второго основного абзаца, в котором обсуждаются сходства с библейскими отрывками. Дополнительный анализ котировок укрепил бы его.

Ошибки при написании эссе

Чаще всего для написания эссе отводится небольшой отрезок времени, в течение которого вы можете писать и переписывать, проверять и исправлять свои ошибки.

Но главные ошибки заключаются в следующем:

  1. Длинное вступление. Это не мыльная опера. Тут нужна лаконичность и актуальность тематики. Написали, почему эта тема важна для вас (или для общества) и переходите к следующей части эссе.
  2. Длинные фразы и многословие. Не надо писать сложными предложениями. Простые фразы читаются легче и быстрее доходят до понимания читающего ваш текст.
  3. Сложная терминология. Иногда хочется взблеснуть какими-то мудреными словечками, иноязычными синонимами. Это делать не надо.

Когда пишем эссе выражаем предельно просто, не отвлекаем читателя сленговыми выражениями, за которыми ему придется обращаться к толковому словарю.

Историческая справка

Слово эссе французского происхождения

Слово «эссе» французского происхождения и переводится как набросок, очерк, проба. 

Жанр отличается образностью речи, афористичностью и использованием разговорной лексики.

Издавна эссеистический стиль сопровождал сочинения, в которых на первое место выходила личность самого автора.

Проще говоря, эссе – это жанр письменной работы, в которой автор свободно размышляет о волнующей его проблеме.

Обычно при рассмотрении той или иной проблемы автору нужно внести что-то новое, то, что на его взгляд заинтересует читателя.

На сегодняшний день эссе, как проверочная работа, предлагается достаточно часто. Таким способом определяются молодые специалисты, которым дается шанс зарекомендовать себя с лучшей стороны, а также студенты, которые хотят показать себя.

Основные признаки данного жанра:

  • использование конкретной темы или проблемы, которую собирается затронуть автор в своей работе;
  • главное, что будут оценивать в эссе, – это авторскую позицию и мировоззрение;
  • проведение анализа, приводит аргументы, подкрепляя их фактами.

Эссе развивает не только творческие способности, но и позволяет отточить навыки письма, помогает научиться грамотно, четко формулировать мысли и красиво их излагать.

Эссе для ЕГЭ

Мини-сочинение обязательно входит в задания Единого государственного экзамена по русскому языку, литературе. Больше всего к жанру эссе приближается письменный ответ, который надо дать на 29-е задание КИМ по обществоведению:

В демоверсии КИМ содержатся и критерии оценивания эссе. На сегодняшний день их три:

  1. Степень раскрытия смысла высказывания (К1) – проверяющий должен увидеть, что идея понята правильно.
  2. Использование при раскрытии темы соответствующего понятийного и терминологического аппарата (К2) – тема излагается на основе общепринятой научной базы и терминологии.
  3. Качество аргументации (К3) – все факты, данные и т. д., должны быть достоверными. Примеры, подтверждающие выдвинутый тезис, могут быть почерпнуты из личного опыта.

К1 – главный из критериев оценивания эссе по обществоведению. Если высказывание понято неверно или его идея не раскрыта, за сочинение суммарно выставляется 0 баллов.

Именно требование блока К1, которое, по сути, сводится к необходимости «перевести с русского на русский» предложенный для анализа афоризм, обычно вызывает сложности. Как правило, любое из высказываний посвящается:

  • роли (кого или чего);
  • сущности…;
  • единству…;
  • взаимосвязи…:
  • отношению…
  • противоречивости…

Эти базовые проблемы и надо «примерять» к отрывку – одна из них обязательно подойдет – и начинать эссе, используя речевые клише:

  • Великий (русский, французский, английский и т. д. писатель, экономист, социолог, учетный, философ и т. п.) Имя Фамилия в своем высказывании выражает отношение к… Он считает, что…
  • Высказывание (кого?) открывает простор для размышлений о роли … в жизни общества/человека. Поднятая автором проблема актуальна и сегодня, ведь…

Как вариант можно перефразировать цитату, используя научную терминологию:

Смысл высказывания (кого? и обязательно добавить сферу его деятельности, научных интересов – это демонстрирует эрудицию) я вижу в том, что…

Для написания основной части эссе на ЕГЭ идеальной схемой считается ПОПС-формула (позиция – объяснение – пример – суждение).

В общем, при написании эссе на экзамене главное – не забывать о критериях оценивания и следовать шаблонам аргументации.

Оформление эссе

Студентам и некоторым специалистам необходимо соблюдать определенные требования при написании работы. Для эссе предусмотрены следующие правила оформления:

  • шрифт Times New Roman, 14 размер;
  • полуторный межстрочный интервал;
  • отступ перед абзацем в 10 мм;
  • размер левого поля составляет 30 мм, правого — 10 мм, верхнего и нижнего — 20 мм.

Титульный лист является первой страницей. Слово «ЭССЕ» печатают по центру заглавными буквами. Пример титульного листа:

На второй странице печатают оглавление. Нумерацию разделов выполняют с помощью арабских цифр. Первой страницей является титульный лист, но номер на нем не ставят. С примером оформления содержания можно ознакомиться на рисунке:

В конце эссе после основной части следует список использованных источников. Данный структурный элемент печатают на отдельном листе и оформляют таким образом:

Как научиться писать план по эссе

Перед началом работы вы должны продумать каждую часть: что написать, что выделить, чего стоит избегать.

Вступление

Может быть:

  • цитата из первоисточника;
  • риторический вопрос;
  • проблемный вопрос;
  • типичная ситуация;
  • общие факты, касающиеся темы;
  • отсылка к авторитетному мнению;
  • создание необходимого эмоционального настроя и включенности;
  • упоминание взглядов и убеждений цитируемого человека.

Можно начать с общих универсальных предложений: «В тексте речь идет о…», «В статье затрагивается вопрос…», «Текст посвящен тому, что…» и т. д.

Помните, что вступлению отводится несколько предложений. Оно должно плавно подводить к основной части и связываться с ней стилистически и по смыслу.

Формулируем проблему

Слова «проблема» и «вопрос» обязательно нужно использовать. Но не забывать, но не забывать, чем они отличаются от авторского отношения к ситуации. Проблему формулируют вопросом, и это ключевой момент эссе. Если сформулировать ее неправильно, экзаменационная комиссия может вообще никак не оценить работу.

Когда вы ее определяете, вы должны понимать, как она соотносится лично с вами, с другими людьми и миром в целом. В грамотном тексте рассматривают близкую себе ситуацию. Она должна быть иллюстративной, общей для всех.

Например: человек с дополнительными потребностями, передвигающийся с помощью коляски, описывает случай, когда он не мог попасть в нужное ему здание: там не было подъемника или удобных пандусов. Это частный случай, но такое может произойти с любым человеком на коляске.

Отличный способ обозначить суть — использовать риторический вопрос. «Что такое одиночество? Все ли люди с ним сталкиваются? Об этом рассуждает автор данного высказывания».

Фразы-клише:

  • «Я думаю, ситуация, затрагиваемая автором, заключается в…»;
  • «Текст натолкнул меня на мысль о…»
  • «На мой взгляд, в высказывание удачно обозначена проблема…».

Проблемы могут быть разными: философскими, политическими, острыми, спорными, актуальными и др.

Комментарий

Комментирование означает глубокое пояснение, а не пересказ и цитирование. Постарайтесь ответить на вопросы:

  • актуально ли то, о чем написано;
  • кто чаще всего сталкивается с обозначенной ситуацией;
  • загляните в прошлое и отыщите примеры, как с этим вопросом работали раньше (если работали);
  • какие существуют альтернативные точки зрения;
  • что используется, чтобы раскрыть вопрос;
  • какие вещи в тексте отмечены особенным образом;

Когда мы говорим о действиях и поступках героев — это пересказ. Когда мы говорим о действиях и реакциях автора — это комментарий.

Фразы-клише:

  • «Автор затрагивает важные и серьезные вещи, потому что…»;
  • «Вопрос особенно актуален и важен для…»;
  • «Поднятая ситуация злободневна и откликается тем, кто…».

Авторская позиция

Позиция выражается в его выводах. Если в начале работы был задан вопрос, то позиция автора — это ответ на вопрос.

Позиция может быть явной, когда об этом говорится прямо: с помощью оценок ситуаций и призывов к читателю. Неявная позиция — в скрытом смысле, метафорах, иронии.

Фразы-клише:

  • «Позиция автора состоит в том, что…»;
  • «Основная мысль заключается в…»;
  • «Автор пытается доказать, что…».

Что такое эссе

Эссе представляет собой прозаическое сочинение, отличающееся небольшим объемом и свободной композицией. В произведении автор выражает собственные впечатления и мысли относительно конкретного повода или вопроса, не претендуя на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Согласно «Толковому словарю иноязычных слов» Л.П. Крысина, эссе является очерком, в котором трактуются какие-либо проблемы в свободной форме. «Большой энциклопедический словарь» определяет эссе, как один из жанров философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы. В нем автор излагает в непринужденной форме, ориентированной на разговорную речь, свою индивидуальную позицию. 2021

Как и у любого литературного жанра, у эссе есть специфические особенности. К некоторым признакам данного произведения можно отнести:

  • конкретика в выборе темы;
  • выражение субъективного мнения автора по какому-то вопросу;
  • предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо;
  • содержание основано на мировоззрении, мыслях, чувствах автора.

Создателем жанра считается М. Монтень, автор произведения «Опыты», опубликованного в 1580 году. В последнее время эссе пользуется большой популярностью. Подобные сочинения нередко предлагаются в качестве заданий учащимся средней школы, техникумов, ВУЗов. Авторы участвуют в конкурсах разного уровня, демонстрируя талант и профессионализм в данном направлении. Опыт, полученный в результате такой работы, будет полезен в будущем, поможет активно развивать собственные коммуникативные навыки и умение грамотно излагать мысли с помощью:

  • подбора четких формулировок;
  • структурирования информации;
  • использования основных понятий;
  • выделения причинно-следственных связей;
  • иллюстрации опыта по средствам конкретных примеров;
  • аргументации выводов.

Наиболее актуальная тема для молодых специалистов — «Будущая профессия». Исходя из качества сочинения о карьере, будущие работодатели оценивают уровень мышления, наличие творческих способностей, энтузиазм и потенциал кандидата. Наиболее эффективный способ написать хорошее эссе — излагать мысли прямо и откровенно, быть честным перед самим собой.

Отличие эссе от сочинения

Если вы знаете, как должна выглядеть структура эссе, и придерживаетесь ее правильного написания, то ваше эссе будет совсем не похоже на простое сочинение. Поэтому, если вам предстоит написать эссе, помните о некоторых особенностях этого стиля, признаках, отличающих его от иных литературных стилей.
В эссе ценится авторское суждение, его точка зрения по раскрываемому вопросу. А в сочинении рассматривается художественная сторона произведения.
Цель, которую преследует автор – удивить, впечатлить читателя, озадачить нестандартными взглядами, суждениями, заставить задуматься, что не все в мире так однозначно. И это еще одна из особенностей данного литературного жанра.

Обоснование в эссе

Приведем пример правильно написанного обоснования:

Тезис: «Страны, обладающие теми или иными источниками богатства, стремятся сохранить их под контролем ради экономической безопасности».

Аргумент: «Поэтому сегодня большинство стран закрепило законодательно запрет на передачу во владение иностранным компаниям стратегических объектов. Ярким примером эффективности подобного подхода может выступать ОАЭ, развитие которых началось с момента самостоятельного распоряжения своими нефтяными ресурсами и доходами от них. Сегодня доходы от продажи нефти составляют лишь 29% от ВВП страны против 83% двадцать годами ранее, растет благосостояние народа, развиваются наука, техника, медицина, а страна стремительно превращается в финансовый, а также политический центр Ближнего Востока, с которым приходится считаться».

Использование довода, что страны запрещают передачу компаниям в собственность важных объектов, недостаточно для полного подтверждения тезиса. Вторая часть аргумента в сочинении приводит убедительный пример не только использования подобного подхода, но также его правильности.

После обоснования своего мнения, переходим к написанию заключения. Этому сочинению свойственно отсутствие четкого выделения заключения. Особенности данного типа письменной работы предполагают написание итоговых выводов непосредственно после основного текста.

По объему заключение не превышает один небольшой абзац. По сути оно гласит, что цель была достигнута, автор доказал выдвинутое им ранее утверждение.

Приведем пример заключения для работы по теме «Определяет ли богатство величие нации?».

Пример: «Таким образом, лишь умелое управление богатством нации может создать предпосылки для ее величия. Чем эффективнее нация распоряжается имеющимися ресурсами, формирует новые, тем меньше становится важным их количество».

Оформляем готовый текст

Данное сочинение следует написать шрифтом Times New Roman 14 размера с использованием полуторного интервала. Для придания тексту красивого вида, правила написания эссе требуется использование абзацев. Таблицы, графики, рисунки нумеруются по порядку их появления в тексте.

Отдельно стоит отметить необходимость указания источников информации, взятой для доказательства своей позиции. Сделать это можно с помощью ссылок. Если вы использовали какие-либо научные работы, исследования, статистический данные, то обязательно нужно написать потом перечень литературы.

Читаем готовую работу, исправляем ошибки.

Обратите внимание на следующие моменты:

  1. Отсутствие грамматических, орфографических, логических ошибок.
  2. Избегайте слишком длинных, громоздких предложений.
  3. Много длинных или коротких фраз подряд. Чередуйте их.
  4. Обширные рассуждения, которые вполне можно сократить.
  5. Перегруженность терминами, использование «бытовых» определений, жаргона, уличного сленга.

Выбор темы

Перед началом написания необходимо определиться с темой, а это может занять немало времени, особенно в ситуации, когда ничего не приходит на ум.

Есть  исключения, когда преподаватель сам определяет тему, когда есть направление в задании, когда можно взять тему на выбор из предложенного перечня или же писать о том, о чем вам заблагорассудится (вольная тема).

Четкое направление в задании

По условиям вашего задания, тема эссе будет известна заранее. При этом стиль написания будет разным, а зависеть он будет от того, куда предполагается сдать работу. Текст для ВУЗа будет не таким, как при поступлении на новое место работы, или при сдаче экзамена в школе.

Читатель или слушатель вашего эссе будет ожидать от него оригинальности, умения правильно излагать свои мысли, уточнения ваших профессионализма или же чего-то другого.

Эссе на вольную тему

Это самое трудное задание, хотя с другой стороны перед автором открываются неограниченные возможности, потому что можно писать обо всем, что захочется. Чтобы сильно не растеряться в разнообразии, нужно подобрать ту область, которая не только интересна, но и в которой у вас есть знания.

Некоторые описывают произошедшие события, достоверные и интересные факты, знаменитостей, архитектуру и многое другое. Иные могут рассказывать о себе или все критиковать. Характер  текста будет различным в зависимости от того, о чем вы будете писать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector